В школах бизнеса сложность ценится выше простоты, хотя простота эффективнее
©Warren Buffett

Маркетинговый план (состав и разработка)

Одним из важнейших направлений управления бизнесом является формирование стратегий: долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Но сама по себе стратегия дает возможность увидеть общий желаемый результат не раскрывая каждую составляющую конкретно.

 Чтобы претворить любую стратегию в жизнь, составляются различные по уровню, времени исполнения и назначению планы, сегодня рассмотрим наиболее соответствующий управлению сбытом маркетинговый план.

Что кроется под понятием "маркетинговый план"? План представляет собой комплекс мер и мероприятий по организации и совершенствованию сбытовых действий компании, распределению и конкретизации функций служб сбыта и сбытового персонала. Иными словами, маркетинговый план - это система мер, воплощающих стратегические планы области продаж в конкретные результаты.

Без составления маркетингового плана невозможно выполнить план сбытовой, каждое действие сотрудников сбытовых служб предусматривается именно маркетинговым планом, вследствие чего можно легко отследить достижение данной сбытовой службой предусмотренных планом показателей. План превращает стратегические задачи в оперативные, разделяя их по временным и должностным соответствиям.

Маркетинговый план, в своем конечном итоге, должен предоставить сотрудникам полноценную информацию касательно продвижения продукции компании, доступного бюджета, графика проведения соответствующих мероприятий. Кроме этого план должен предусматривать последующий объем обращений, как первичных, так и повторных, а также степень лояльности покупателей. Все это, разумеется, имеет свою погрешность, но задача хорошего руководителя свести такую погрешность между планом и реальными результатами к допустимому минимуму.

Разработка маркетингового плана

Для различных по масштабам бизнеса компаний пункты процесса разработки могут несколько различаться, однако колебания не будут сильно заметными.

  • Вырабатываются стратегические бизнес-цели на период до 5 лет.
  • В соответствии с выбранными бизнес-целями разрабатываются цели маркетинговые, в данном случае период принято брать от 1 до 3 лет.
  • Проводится масштабный анализ внешней и внутренней среды, желательно провести SWOT-анализ для более точного определения конкурентных преимуществ\недостатков компании и ее товаров.
  • Производится сегментирование рынка (в соответствии с полученными в ходе анализа данными). В ходе сегментирования компания проводит описание клиентов и их предпочтений по каждому сегменту.
  • Разрабатывается товарная политика, в ее рамках происходит позиционирование товаров\услуг с учетом конкурентов
  • Формируется список соответствующих услуг.
  • Разрабатывается политика ценообразования, возможно по отдельным сегментам, возможно общая.
  • Определяются все доступные и максимально эффективные каналы сбыта, как в целом, так и по сегментам или товарным группам.
  • Разрабатывается система продвижения, желательно гибкоориентированная, под отдельные товарные группы, сегменты, каналы сбыта.
  • Используя всю полученную выше информацию составляется план мероприятий и бюджет плана маркетинга.
  • Не стоит забывать о системе контроля за исполнением составленного плана и порядке внесения необходимых корректив.

Как мы можем видеть, в целом маркетинговый план состоит из 3 крупных групп (подпланов):

1. Стратегический маркетинговый план. Включает в себя позиционирование, продвижение, политику каналов сбыта, ценообразование.

2. Тактический маркетинговый план (план продвижения). Включает выработку товарных ассортиментных\ценовых групп, продвижение по сегментам, продвижение через конкретные каналы сбыта.

3. Оперативный маркетинговый план. Состоит из графика запланированных мероприятий и необходимого для них бюджета.

Таким образом можем увидеть, что маркетинговый план является важной, если не важнейшей, составляющей общей стратегии бизнеса. Именно данный план дает полное представление о необходимых действиях, и позволяет компании перейти от планирования к реальным продажам и получению прибыли.

 

 
Автор : btamedia