В школах бизнеса сложность ценится выше простоты, хотя простота эффективнее
©Warren Buffett

Организация, как объект управления

Организация, как процесс

К процессным компонентам самого понятия организации относят такие действия, как "основать", "учредить", ""объединить", "упорядочить", "подготовить". Исходя из данных компонентов, можно вывести определение: организация, как процесс - установление последовательности целевого соподчиненного и согласованного в пространстве и времени взаимодействия частей одного целого.

То есть, организация, как процесс, существует в виде системы, работающей для достижения поставленной цели в определенных условиях, в рамках установленных сроков, причем обязательным становится использование специально разработанных методов, направленных на оптимизацию расходования ресурсов и сокращение всевозможных затрат.

Или, другими словами, организация, как процесс - это проявление общественной деятельности, основанной на разделении труда.

Но если рассматривать организацию, применительно к производственным отношениям, то она уже выступает, как система мер, направленных на рациональное сочетание всех элементов производства (рабочие силы, предметы труда, орудия труда) во времени и пространстве.

Однако, организация не состоит из одного конечного процесса, напротив, процессов может быть множество, которое в итоге и составит полноценный, комплексный процесс организации. Но, все же, все процессы, подлежащие организации, объединены в определенные виды:

1. Организация трудовых процессов - выработка и установление рациональных связей между работником, его орудием труда и предметом труда (как человек должен выполнять свою работу);
2. Организация производственных процессов - создание и поддержание транспортных, технологических связей между различными элементами, подсистемами производственной структуры;
3. Организация управления - установление и обслуживание структурно-функциональных связей между элементами управленческого аппарата и производственной структурой. Кроме того, сюда же относится формирование целесообразных связей в виде отношений между работниками в процессе производственной деятельности.

Организация управление не односложный процесс, поэтому он включает в себя определенные элементы:

  • главная цель
  • основная задача
  • стратегия
  • оценка результатов
  • тип организационной структуры
  • управленческие решения
  • стимулирование
  • стиль управления
  • характер власти руководителя

Как и любое другое явление, процесс организации обладает также своими характерными признаками:

  1. Всегда определяется управленческими кадрами, независимо от того, сколько существенно техническое оснащение процесса управления
  2. Представляет собой часть целенаправленного процесса разделения труда
  3. Обеспечивает единство организационных процессов, продуктивной работы сотрудников и управленческих процессов.

Организация, как объект управления

Организация, как объект, представляет собой сознательно координируемое социальное образование, то есть искусственное объединение людей, с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе и преследует свои конкретные цели.

Как объект, организация неизменно является элементом общественной структуры со своими функциями и методами. В следствие этого, любая организация способна оказывать некоторое влияние не только на своих членов, но и в целом на окружающий мир.

Организации могут существовать в различных формах. В данном случае форма организации понимается, как средство обеспечение определенного уровня эффективности ее функционирования в рамках целостной экономической системы. Более распространенной формой организации можно считать производственно-хозяйственную систему - образование, в котором целенаправленно и планомерно комбинируются элементы материально-технических и социально-природных составляющих. Такие организации могут различаться, как по средствам изготовления и реализации продуктов, изделий, услуг, информации, так и по способам достижения поставленных целей.

Любая организация не сможет существовать без коллектива, так как именно коллектив является ее основой. Коллектив- это объединение всех работников организации, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Несмотря на то, что коллектив неотъемлемая часть любой организации, сам состав коллектива и направление его деятельности регулируется административно-управленческим аппаратом (членами данного коллектива), а также правовыми и этическими нормами, принятыми в данной организации, то есть коллектив - это не стихийное объединение людей.

Рассмотрение организации, как объекта управления, не будет полным, если не рассмотреть роль организаций в обществе:

  1. Любая организация выступает генератором ресурсов, за счет грамотного управления превращая издержки в ценности.
  2. Организации создают полезные для общества блага, способствуя развитию общества в целом и каждого человека в частности.
  3. Институт организации принимает на себя более значимую социальную ответственность, становясь центральным звеном общественной жизни (с точки зрения социальной ответственности бизнеса).

Все организации обладают двумя важнейшими свойствами - свойством открытости и свойством системности.

Открытость выражается в том, что организация испытывает на себе, практически ничем не экранируемое, воздействие факторов внешней среды. В свете данного свойства особенно важно:

  • вычленить факторы внешней среды, которые могут оказывать или уже оказывают воздействие на организацию
  • понять требования каждого отдельного фактора к организации
  • ускорить адаптацию к требованиям выявленных факторов.

Системность - наличие внутренней среды организации, структуризация внутренней среды с учетом взаимосвязанности переменных и их способностей к изменениям.

Любой организации должны быть присущи следующие признаки:

1) Комплексность (сложность) - оперирует величинами, определяющими степень дифференциации в рамках каждой организации. Включает в себя уровень специализации (разделения труда), количество уровней в иерархии и степень территориального распределения подразделений (филиалы, представительства, посольства).

2) Формализация - заранее разработанные и установленные для организации правила, процедуры, определяющие поведение работников.

3) Соотношение централизации и децентрализации - данный показатель определяется уровнем, на котором вырабатываются и принимаются управленческие решения.

Кроме данных признаков существует и ряд косвенных признаков, но они имею гораздо меньшее значение.

Немаловажным вопросом в деятельности организаций является вопрос единоначалия. Сущность этого явления в том, что руководитель, придерживающийся единоначалия, решает ряд возникающих вопросов строго самостоятельно, при этом качественный уровень решения зависит от компетенции руководителя.

Антиподом единоначалия выступает коллегиальность - выработка коллективного решения, основанного на мнении руководителей различных уровней, а также на мнении привлеченных специалистов.

К организации, как объекту, выдвигается ряд специальных требований:

  1. Наличие, по крайней мере, 1 человека, но в большинстве случаев - не менее двух человек, считающих себя членами группы
  2. Наличие хотя бы 1 цели, которая служит общей для всех членов группы
  3. Наличие членов группы, которые работают вместе намеренно
  4. Преобразование ресурсов в процессе деятельности (финансовых, потенциала работников, оборотных, информации, знаний)
  5. Получение прибавочного продукта в различных его формах

Кроме всего прочего, абсолютно каждая организация должна иметь свою миссию. Миссия отражает уникальность конкретной организации, объясняет, зачем она существует, почему и для кого создана, какая перед организацией лежит конечная задача.

Если миссия сформулирована верно, то она создает ощущение единства в действиях всех сотрудников.

Автор : btamedia