В школах бизнеса сложность ценится выше простоты, хотя простота эффективнее
©Warren Buffett

Формальные и неформальные организации

Формальные и неформальные организации

Практически в каждом трудовом коллективе наряду с формальными существуют и неформальные отношения. И если формальные отношения регламентируются приказами, инструкциями, распоряжениями строго определенной формы, то неформальные держаться на личной власти лидера данного образования.

В чем же разница между формальной и неформальной организацией?

Формальная организация - рабочая группа людей, созданная по воле руководства для достижения конкретных целей организации.

Неформальная организация - стихийно образованная группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения собственных целей, зачастую не имеющих ничего общего с целями организации.

Неформальные организации могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на работу всей организации в целом. Негативное влияние - формирование несанкционированных производственных и трудовых норм, нарушение существующих норм. Положительное влияние - если неформальная группа создана и функционирует во благо всей организации, то члены такой группы могут трудиться более старательно, увлеченно и эффективно.

Неформальные организации обладают рядом следующих признаков:

  1. Наличие социального контроля - наличие норм (их укрепление, либо введение), которые определяют поведение членов данной группы. Нарушители данных норм принудительно отчуждению от группы.
  2. Сопротивление практически любым переменам, способным в настоящее время или в будущем нести угрозу существованию неформальной организации.
  3. Наличие неформального лидера, обладающего авторитетом среди членов группы. Влияние неформального лидера на группу может выходить за рамки, установленные нормами формальной организации.

Несмотря на то, что довольно часто неформальные группы создаются в противовес существующему курсу организации, а иногда носят чуть ли не экстремистский характер, следует понимать, что данный вид групп может выполнять свои первоначальные функции не хуже и даже лучше, чем любая формальная группа. Для успешного взаимодействия с неформальной группой руководитель организации должен соблюдать определенные условия:

  • Согласиться с существование группы и не пытаться силовыми методами ее расформировать.
  • Полностью проанализировать ситуацию и понять, насколько неформальная организация может быть ценной для формальной.
  • Выявить неформальных лидеров и по возможности найти способы управлять ими.
  • Внутренне согласиться с тем, что неформальные отношения будут существовать всегда.

Сущность организационных отношений, их особенности

Понятие "организационные отношения" подразумевает взаимозависимость конкретной системы. Именно зависимость между компонентами (людьми) и наличием объективной основы (то, для чего существуют организационные отношения) является главным элементом сущности отношений.

Классифицировать организационные отношения можно по следующим параметрам:

1. Исходя из количественной оценки отношений по числу участвующих в них субъектов:
- двухсубъектные;
- многосубъектные;

2. В зависимости от целей организации и необходимой продолжительности взаимодействия субъектов организационных отношений:
- временные;
- относительно постоянные;

3. От формы выражения соподчиненности субъектов отношений:
- двойное подчинение при двух субъектах;
- подчинение одному руководителю по поводу определенных сфер деятельности.

То есть классификация довольно проста и естественна, даже несмотря на то, что слегка поверхностна, она все же дает хорошее представление о видах отношений.

Для успешного создания системы организационных отношений, кроме классификации, необходимо знать и правильный алгоритм ее построения. Итак, с чего следует начать при формировании организационных отношений:

  1. Определите конкретные цели функционирования организационных отношений (зачем они нужны, какую роль играют в организации);
  2. Установите сферы деятельности отношений (рамки, за которые отношения не должны выходить);
  3. Сформируйте и обоснуйте системные интересы субъектов совместной деятельности;
  4. Определите статус участников совместной деятельности;
  5. Определитесь с качествами, которыми должны обладать субъекты совместной деятельности;
  6. Наделите субъектов организационных отношений определенной властью;
  7. Сформулируйте и закрепите в соответствующих документах конкретную форму зависимости между участниками отношений;
  8. Определите требования, невыполнение которых будет условием прекращения отношений;
  9. Постройте систему делегирования и распределения субъектами организационных отношений властных полномочий на нижележащие уровни.

Тщательно изучив все вышеперечисленные пункты применительно к любой организации Вы получите грамотное, правильное представление о том, как должна формироваться система организационных отношений, а так же увидите ошибки и недочеты данных систем, что позволит избегать подобных ошибок в будущем.

Автор : btamedia