В школах бизнеса сложность ценится выше простоты, хотя простота эффективнее
©Warren Buffett

Анализ внешней среды

Комплексный анализ среды, естественно, предполагает исследование не только внешней среды, но и исследование внутренней среды организации, однако в данной статье разберем только анализ внешней среды. Сам по себе, анализ внешней среды представляет собой систему оценки состояния, перспектив развития, субъектов и факторов окружающей среды, имеющих наибольшее значение для конкретной организации.

Возможности и угрозы организации

Анализ внешней среды дает руководителю сведения, позволяющие своевременно прогнозировать появление угроз и возможностей. То есть предоставляет данные для составления ситуационных планов, применяемых в случае возникновения нештатной ситуации, каких-либо непредвиденных обстоятельств. Ситуационный план представляет собой определенную стратегию, которая позволит организации достигать поставленных целей, превращая потенциальные угрозы в выгодные возможности.

К возможностям организации можно отнести следующие потенциальные возможности:

  1. выход на новые рынки или сегменты;
  2. обслуживание дополнительных групп потребителей;
  3. возможное благодушие конкурентов;
  4. возможность вертикальной интеграции;
  5. налоговые льготы;
  6. угадываемая устойчивость экономики, ее оживление и рост;
  7. снижение торговых барьеров для организаций, выходящих на новые рынки;
  8. протекционизм государства;
  9. доступность ресурсов;
  10. ослабление ограничивающего законодательства.

Как видно из списка - возможностей вполне предостаточно, но нужно не только их увидеть, а также суметь использовать в нужное время и эффективным способом.

Теперь рассмотрим список потенциальных (или уже реальных) угроз:

  1. появление новых конкурентов;
  2. рост продаж товаров-субститутов (если они существуют);
  3. снижение темпов роста рынка;
  4. общий спад экономики;
  5. внезапное изменение вкусов и предпочтений потребителей;
  6. неблагоприятные демографические изменения;
  7. низкий уровень качества жизни населения;
  8. усиленные требования поставщиков.

Конечно, не каждая из данных угроз может активизироваться в Вашей сфере или государстве, но тем не менее учитывать их необходимо, по настоящему хороший руководитель должен предусмотреть любую возможную угрозу бизнесу и принять своевременные меры.

Анализ внешней среды

Для правильного анализа внешней среды стоит придерживаться определенной последовательности действий - это повысит эффективность анализа, не создаст ложных выводов и позволит потратить лишь столько усилий, сколько потребуется.

Итак, список шагов анализа внешней среды:

1) Выявляем и подробно описываем каждый элемент внешней среды организации.

2) Устанавливаем взаимосвязь с элементами внешней среды (важно добиться связи с каждым элементом).

3) Определяем динамику развития внешней среды и ее элементов.

4) Проводим оценку влияния внешней среды на нашу организацию.

5) Формируем механизм управления, призванный обеспечить своевременную и адекватную реакцию на все изменения окружающей среды.

Выполняя самый первый шаг анализа желательно придерживаться следующих рекомендаций по изучению элементов внешней среды:

При анализе политических факторов необходимо следить за соглашениями по тарифам и торговле между странами. Также важно выявить, носит ли протекционистский характер таможенная политика интересующего государства. Обратите внимание на нормативные акты федерального и регионального уровней, кредитную и инвестиционную политику интересующего региона. Немаловажным фактором является влияние действующего политического курса на работу предприятий и отраслей в целом. И естественно, следует узнать, имеют ли место локальные конфликты или войны.

При анализе экономических факторов важно оценить темпы роста отраслей, уровень инфляции (реальный), налоговое бремя, общий уровень занятости населения и платежеспособность предприятий.

Интересующие нас социальные факторы - это изменение общественных ценностей, существующие общественные установки, нормы и отношения.

Часто немаловажным фактором становятся местные ожидания и нравы. То есть следует изучить национальные отношения, традиции, обычаи, уклад жизни, а также национальные и религиозные конфликты.

Анализ технической среды необходим не только при общем анализе среды, но должен осуществляться постоянно, так как очень важно не пропустить момент появления новшеств, технических изменений. Особенно это касается сферы средств связи, обмена информации и автоматизированных систем управления.

Рыночные факторы следует начать анализировать с уровня дохода населения, его изменения, затем нужно определить потенциальных и реальных потребителей. Не стоит обходить изменения демографических условий, изменения в жизненном цикле существующих товаров, работ, услуг.

Анализ факторов конкуренции заключается в изучении уровня конкуренции в отрасли, то есть необходимо узнать текущую стратегию конкурентов, проанализировать их возможные будущие действия, постараться определить их сильные и слабые стороны.

В свою очередь, анализ международных факторов позволит исследовать возможность выхода на мировой рынок (если это Вас интересует), определить потребности этого рынка и сопоставить с потребностями возможности Вашей организации для их удовлетворения.

Автор : btamedia