В школах бизнеса сложность ценится выше простоты, хотя простота эффективнее
©Warren Buffett

Инвестиционная политика предприятия и государства при кризисах

Инвестиционная политика государства для кризисных предприятий

Особенности разработки инвестиционной политики для кризисных организаций:

  1. Цель проведения инвестиционных политики - накопление максимально возможного количества средств для расчета с кредиторами.
  2. Сроки окупаемости инвестиций ограничены сроками проведения процедур платежеспособности.
  3. Политика разрабатывается и осуществляется в условиях дефицита финансовых ресурсов и опирается в основном на собственные средства.

Предпосылки реализации государственной инвестиционной антикризисной политики:

  • политическая и социально-экономическая стабильность в обществе;
  • наличие законодательной базы для развития инвестиционного процесса и совершенствование налогового законодательства:
    - закон "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений"
    - закон "О лизинге"
    - закон "О бюджете развития РФ"
  • рост реальных налоговых поступлений в бюджет;
  • устойчивость национальной валюты;
  • недопущение темпов роста инфляции;
  • сохранение стабильности банковской системы, недопущение тяжелого кризиса государственных финансов через расходование резервов на поддержку российской финансовой системы.

К расходам можно отнести выделение банкам субсидиарных кредитов, финансирование уставного капитала государственных агентств (например, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию), предоставление налоговых льгот и субсидий градообразующим, оборонным, промышленным государственным предприятиям и тому подобное.

  1. Основные принципы управления инвестиционным процессом:
  2. Должны быть четко определены цели финансирования
  3. Необходимо выбрать объекты инвестирования в соответствии с обозначенными приоритетами
  4. Следует выявить реальные источники инвестиций, и, с учетом определенных возможностей, создать законодательную базу для развития инвестиций, в том числе иностранных.

Управление дебиторской задолженностью и источники инвестиций

На фоне эффективно построенной инвестиционной политики особенно выделяется процесс управления дебиторской задолженностью.

Управлением дебиторской задолженностью на уровне предприятия занимаются следующие отделы: бухгалтерия, отдел сбыта, служба маркетинга, отдел ценообразования.

Стоит выделить такие этапы управления дебиторской задолженностью:

  • Финансовый анализ деятельности поставщиков
  • Разработка кредитной политики организации
  • Принятие решения о предоставлении кредита, страхование дебиторской задолженности
  • Изменение кредитной политики организации
  • Контроль за отгрузкой продукции: выписка счета, его отправка покупателю и составление карточки дебиторов (показатели размера долга, сроки возврата, средний срок погашения, выгодность клиента, его надежность)
  • Контроль за финансовых состоянием дебиторов
  • При непогашении долга, установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга
  • Обращение в суд с иском о взыскании просроченной задолженности
  • Возбуждение дела о банкротстве
  • Компенсация убытков из специального фонда

Для сокращения размеров неэффективной дебиторской задолженности можно применять следующие меры:

  • Определить кредитные лимиты и установить за ними контроль
  • Установить контроль за сроками погашения дебиторской задолженности, а также принимать соответствующие меры по ее последующему взысканию (напоминания, санкции, иски и т.д.)
  • Заниматься сбором информации о покупателях и ее управлением
  • Проводить оценку платежеспособности покупателей, мониторинг прошлой дебиторской задолженности
  • Наладить коммуникации со службами маркетинга и отделом ценообразования.

Как известно, весьма немаловажным фактором, в управлении инвестициями в условиях кризиса, является источник инвестирования. Для организации, оказавшейся на пороге банкротства по какой-либо причине существуют следующие возможные источники инвестиций:

1. Продажа краткосрочных финансовых вложений (КФВ)
2. Продажа запасов готовой продукции и избыточных производственных запасов
3. Продажа дебиторской задолженности

В данном случае речь идет о факторинге. Факторинг - система финансирования, по которой поставщик товара переуступает краткосрочные требования по товарной сделке факторинговой компании, чтобы получить бОльшую часть платежа, гарантии полного погашения задолженности, а также снижает свои расходы на ведение счетов. Факторинговая компания за свои услуги (востребование платежа от покупателя) получает меньшую часть платежа (обычно 5-10% от платежа).

4. Продажа инвестиций
5. Продажа или сдача в аренду неиспользуемых активов
6. Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы

Обычно, в первую очередь продают объекты непроизводственной сферы и вспомогательные производства, использующие уникальное технологическое оборудование (ремонтно-механическое, транспортное). Затем, во вторую очередь избавляются от объектов основного производства, находящихся в самом начале технологического цикла. Третья очередь затрагивает нерентабельные производства, находящиеся на конечной стадии технологического цикла. В самом конце ликвидируются объекты основного производства.

7. Эмиссия акций
8. Вхождение в холдинг
9. Уступки кредиторов в виде отсрочек / рассрочек платежей, обмена долгов на имущество организации
10. Взаимозачет долгов
11. Лизинг

Как Вы можете видеть, инвестиционная политика организаций и государства, функционирующая при близких к кризису условиях, требует очень точных оценок многих факторов, а также опирается на своевременное планирование, поэтому следует отнестись к формированию данного вида политики со всей серьезностью, так как от нее в большой степени зависит выйдет организация из кризиса победителем или побежденным.

Автор : btamedia