В школах бизнеса сложность ценится выше простоты, хотя простота эффективнее
©Warren Buffett

Бизнес-планирование, финансовое оздоровление предприятия

Естественно, рассматривать бизнес-планирование мы будем не как общеорганизационную процедуру, а касательно антикризисного управления

Задачи бизнес-планирования, виды планов финансового оздоровления

Задачи бизнес-плана в общем виде:

  • Определить конкретные направления деятельности компании, целевые рынки и место компании на этих рынках
  • Сформулировать долговременные и краткосрочные цели компании
  • Определить круг лиц, ответственных за достижение поставленных целей
  • Сформулировать ассортимент и определить показатели, применяемые к товарам и услугам
  • Оценить производственные и торговые издержки
  • Оценить имеющийся кадровый потенциал
  • Определить состав обязательных маркетинговых мероприятий
  • Оценить финансовое положение компании

Как Вы могли заметить, бизнес-планирование затрагивает все сферы деятельности компании, не ограничиваясь чем-то одним, поэтому точность расчетов бизнес-плана должна находиться на очень высоком уровне.

Планы финансового оздоровления предприятия (в соответствии с действующим Законодательством) делятся на следующие виды:

1) План финансового оздоровления

Данный план разрабатывается в ходе процедуры наблюдения руководством предприятия-должника или собственником. Реализуется этот план непосредственно в процедуре финансового оздоровления, после утверждения его собранием кредиторов.

2) План внешнего управления

Реализуется также в одноименной процедуре, подготавливается арбитражным управляющим, а утверждается собранием кредиторов и судом.

3) План финансового оздоровления, подготавливаемый предприятием и направленный на решение имеющихся проблем вне судебных разбирательств и процедур.

Несмотря на различия подготовки и реализации планов, все они преследуют вполне одинаковые цели. Итак, цели планов финансового оздоровления:

  1. Показать внешним наблюдателям возможность выхода из кризиса и наличие идеи / программы у руководства предприятия-должника
  2. Продемонстрировать кредиторам готовность к реорганизации и решению финансовых проблем
  3. Успокоить аукционеров и дать им возможность контролировать ход оздоровительных мероприятий
  4. Предоставить план в государственные органы для получения поддержки из вне
  5. Привлечь возможных инвесторов, готовых поддержать процедуру финансового оздоровления предприятия
  6. Продемонстрировать план всем заинтересованным общественным организациям и средствам массовой информации для поддержания положительного имиджа и деловой репутации

Успешное достижение всех вышеперечисленных целей зависит от многих факторов, но следует понимать, что работая честно и открыто, а также имея достаточно грамотных специалистов в штате сотрудников, компания может выйти из подобной ситуации не просто достойно, а еще и получить дополнительные преимущества за счет правильного распределения инвестируемых государством и частными инвесторами средств или за счет отлично организованных общественных действий.

Правильная структура плана финансового оздоровления

В период проведения реструктуризации задолженности организаций перед бюджетами, была разработана типовая структура программы финансового оздоровления компаний (на основе Приказа Министерства Экономического Развития и ФСФО РФ от 28.06.2001 № 211/295)

Данная структура используется по сей день и имеет следующий вид:

Разделы плана финансового оздоровления организации

1. Титульный лист

2. Исполнительское резюме

3. Оглавление

4. Общая характеристика
Информация об организационно-правовой форме, структурных подразделениях, системе управления, численности работников основных и вспомогательных объектов, выпускаемая продукция, объем выпускаемой продукции, соотношение того или иного вида продукции и структура продаж.

5. Описание бизнеса компании и состояния рынка выпускаемой продукции
Сведения о технологическом цикле выпуска, о поставщиках, потребителях, позиционирование компании, оценка конкурентов и общих перспектив развития

6. Анализ финансового состояния компании и причин необходимости ее оздоровления
Динамика за 1-3 года, основные показатели, ликвидность, финансовая устойчивость, деловая активность, структура баланса и т.д.

7. Маркетинговый план
Сегмент рынка, сильные и слабые стороны конкурентов, потенциальная доля рынка для каждого конкурента, вопросы ценообразования, рекламная политика, каналы сбыта.

8. Направление развитие компании (или принимаемые меры):

  1. прирост выручки
  2. сокращение издержек производства
  3. оптимизация управления товарно-денежным потоком
  4. создание условий для своевременных расчетов
  5. упорядочение активов компании
  6. формирование дочерних организаций
  7. совершенствование организационной структуры
  8. упорядочение задолженности
  9. привлечение инвестиций

9. План производства
Вопросы, связанные с помещением, оборудованием, персоналом, обслуживанием и т.д.

10. Финансовый план
Финансовый эффект от реализации мероприятий, ожидаемые финансовые потоки, поступающие от реализации, методы и принципы распределения поступающих финансовых потоков

11. Различные приложения

При соблюдении всех перечисленных разделов и пунктов можно рассчитывать на грамотно и правильно составленный план финансового оздоровления, который с первого раза примут соответствующие структуры.

Автор : btamedia